Поиск по сайту

Внутригородское муниципальное образование
города федерального значения Санкт-Петербурга
муниципальный округ Северный

Укрепление межнационального и межконфессиального согласия

Многонациональный Петербург. Кто такие адыги?
Многонациональный Петербург. Кто такие адыги?

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Северной столице. Сегодня мы предлагаем познакомиться с адыгами.

Адыги — самоназвание коренного народа Северного Кавказа, который также известен как черкесы. В СССР он оказался разделен административными границами и названиями. Кабардинцы (520 тысяч) живут в основном в Кабардино-Балкарии, черкесы (73 тысячи) — в Карачаево-Черкесии, адыгейцы (125 тысяч) — в Адыгее.

Адыги являются мусульманами-суннитами. Ислам оказывает большое влияние на традиции и быт народа. Но не меньшее значение имеет древний свод правил «Адыгэ хабзэ» — неписаные нормы поведения на все случаи жизни как всего общества, так и каждого человека. Достоинством у адыгов всегда считалась скромность. Адыги говорят: в центре внимания человек может быть только три раза в жизни - в момент появления на свет, в день свадьбы и в день смерти.

Национальный костюм

Одежда адыгов была предельно практичной, типичной для всех народов Северного Кавказа. У мужчин — черкеска с карманчиками-газырями для пеналов с порохом и пулями. Она не стесняла движений, очень подходила для боя и верховой езды, особенно в горах. Князья носили белые черкески, дворяне — красные, крестьяне — черные и серые.

Носили черкеску поверх бешмета с высоким воротником, который обычно виднелся в широком вырезе. Он плотно облегал тело до талии, а ниже плавно расширялся, чем подчеркивал стройность стана джигита. Бешмет застегивали на «узелки» и петли.

Шапка — чаще всего папаха — играла важную роль в жизни горцев. Она символизировала достоинство мужчины, и ее было не принято снимать ни в помещении, ни даже за столом. Дополнял головной убор башлык - своеобразный капюшон с длинными полями-лопастями. Башлык надевали под шапку и носили на плечах, заткнув концы за пояс. Также их могли обматывать вокруг шеи, например, во время езды верхом.

Всю красоту родной земли адыги вложили в женский костюм - традиционное платье «сай». Оно имело покрой черкески и надевалось поверх рубахи или кафтанчика. Шилось из бархата, плотного шелка или сукна. Передняя часть представляла собой цельнокроеный клин по всей длине. Сай всегда украшался золотошвейным узором. Поверх него девушки надевали серебряные или позолоченные пояса, украшенные традиционными орнаментами.

Интересной особенностью было то, что у женщин существовали деревянные ходули — «пхъэ цуакъэ». Эти своеобразные туфли у женщин высших сословий достигали 12 см и были обтянуты бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями.

Национальная кухня

Летом в рационе адыгов преобладали молочные продукты и овощи, зимой и весной — мясная и мучная пища. Вареное мясо запивали бульоном, жареное — кислым молоком.

Главное блюдо адыгской кухни — густая каша («пастэ», она же мамалыга) из кукурузной муки или пшена, которую можно резать на кусочки, подавать с мясом, обжаривать, запекать с сыром, смешивать с соусами, крошить в молоко.

Особое ритуальное и праздничное кушанье — «хъэлыуэ» — халва, приготовленная из меда и поджаренной на масле пшенной муки, сахара и воды.

Национальным достоянием является адыгейский сыр (свежий или копченый), который, как и пастэ, может быть составной частью многих блюд.

Согласно легенде, секрет приготовления адыгейского сыра одной юной девушке открыл бог Амыш – покровитель домашних животных. Девушка спасла в бурю стадо животных, была наречена новым именем – Адыиф («Светлорукая»), а затем получила рецепт сыра. В оригинале адыгейский сыр называется «матекъуае» - словом из двух составляющих: «къуае» - сыр и «мате» - корзинка. И, правда, для приготовления сыра обязательно используют специальные корзиночки из ивовых прутьев – «бжалъэ». Они и оставляют на краях изящный орнамент.

Технология создания ароматного продукта сохраняется на протяжении многих веков. В среднем для приготовления одной головки некопченого сыра нужно около 9 литров свежего коровьего молока средней жирности. Молоко нагревается до 95 градусов, в него в течение 15-30 минут вводят кисломолочную сыворотку. Дожидаются сворачивания и выкладывают в корзинки образующиеся сгустки. Лишняя жидкость с сыра постепенно стекает, а он сам получается округлым. В середине и конце варки сыровары добавляют соль.

Адыги в Санкт-Петербурге

С городом на Неве неразрывно связаны имена таких всемирно известных деятелей культуры, как Юрий Темирканов и Михаил Шемякин.

Юрий Хатуевич Темирканов - выдающийся отечественный дирижер, народный артист СССР, художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии. Маэстро считает самым важным делом - работу в городе на Неве и всегда с невероятным теплом говорит о нем. Кабардинский петербуржец Темирканов всем сердцем любит и малую родину - место своего рождения Кабардино-Балкарию.

Работы художника и скульптора Михаила Шемякина – памятник Петру I в Петропавловской крепости и жертвам политических репрессий на набережной Невы – уже стали символами Северной столицы. Михал Михайлович - народный художник Кабардино-Балкарии, народный художник Адыгеи, потомок древнего кабардинского рода Кардановых.

С 1993 года в Петербурге действует Общественная организация «Черкесское общество «Адыгэ Хасэ». Она создана в целях возрождения национальной (адыгской) черкесской культуры среди ее представителей, живущих в городе на Неве. Президент общества – Бислан Мугдинович Хамхоков. Члены «Адыгэ Хасэ» принимают активное участие в этнокультурной жизни Северной столицы.

При землячестве создан детский ансамбль Танцевальной студии «Нарт». Коллектив не раз был участником самых разных конкурсов и фестивалей, дошел до полуфинала Международного телевизионного проекта Folk of Dance.

     

22.12.2020

Дагестанцы в Великой Отечественной войне.
Дагестанцы в Великой Отечественной войне.

Одним из решающих факторов всемирно-исторической победы Советского Союза в Великой Отечественной войне над фашистской Германией и ее сателлитами явились единство и сплоченность народов нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. В суровые годы войны все народы нашей страны сплотились вокруг героического русского народа, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны.

С первых же дней войны тысячи дагестанцев по зову сердца и Родины, по призыву партийно-советских органов прямо с митингов, прокатившихся по всем населенным пунктам Дагестана, направлялись в военные комиссариаты с заявлениями - зачислить их в ряды действующей армии добровольцами.

Только за четыре дня (с 22 по 26 июня 1941 года) от дагестанцев поступило 3350 заявлений, в том числе 677 — от женщин. Заявления с просьбой отправить добровольцами на фронт поступали на протяжении всей войны. В тяжелые дни 1942 года, когда гитлеровские орды подошли вплотную к границам Дагестана, более 15 тысяч дагестанцев добровольно вступили в ряды Красной Армии.

Осенью того же 1942 года из добровольцев-горцев был сформирован и в середине октября отправлен на фронт кавалерийский эскадрон Кара Караева, прошедший славный боевой путь от Моздока до Берлина. Тогда же свыше 800 девушек- добровольцев были зачислены в 744-й зенитно-артиллерийский полк. В 1943 году 23 308 человек подали заявления о добровольном вступлении в ряды Красной Армии, из них на фронт было отправлено 12 553 человека.

Кроме того, в 1941-1942 годах более 24 тысяч человек дагестанцев добровольно вступили в отряды народного ополчения, сформированные из граждан, не подлежащих воинской обязанности, главным образом из мужчин старше 55 лет.

Многие ополченцы добровольно влились в ряды сражающейся Красной Армии. В дни войны целые партийно-комсомольские организации и семьи подавали заявления с просьбой отправить на фронт. А. Абдулгамидов из аула Уркучи-Махи Акушинского района отправил на фронт 12 сыновей и внуков. Т. Тагирова из села Ахты проводила на фронт семерых сыновей. У Эфендиевых из сел. Кумух пятеро защищали Родину, причем один из них был начальником политотдела дивизии, затем командиром полка. Шестеро братьев Исмаиловых из сел. Каха Ахтынского района сражались на фронте за Отечество. Четверо мужчин из семьи мегебца И. Гаджиева воевали с врагом. Один из них — Магомед Гаджиев — легендарный подводник, под его командованием подводная лодка провела небывалый в истории морских сражений бой в надводном положении с тремя кораблями противника: два из них уничтожили, а третьего обратили в бегство. Из семьи М. Магомедова из сел. Арчо Ахвахского района на фронт отправились семеро братьев, из них пятеро погибли. Ахмед Галимов из аула Усуг Курахского района отправил на фронт всех своих четырех сыновей, и все погибли на фронте, сражаясь с фашизмом.

В Дагестане почти не было семьи, из которой не отправились на фронт мужчины отстаивать независимость Родины. Всего в годы войны Дагестан дал фронту 180 тыс. мужественных воинов, т. е. каждый шестой дагестанец участвовал в ВОВ, из них погибло более 90 тыс. человек.

Численность Дагестана, по данным переписи 1939 года, составляла 1 млн. 23 тыс. 317 человек. Следовательно, число дагестанцев, отправленных на фронт в годы войны, нужно признать весомым.

Дагестанцы плечом к плечу с сыновьями и дочерями героического русского народа и других братских народов достойно защищали Родину и сражались на всех фронтах войны, на земле, море и в воздухе против немецко-фашистских агрессоров. Десятки тысяч дагестанцев награждены орденами и медалями.

60 человек заслужили звание Героя Советского Союза, 7 человек стали полными кавалерами ордена Славы трех степеней.

Трое дагестанцев в годы войны командовали дивизиями. Кровью своей дагестанцы скрепили узы дружбы с братскими народами нашей страны в суровые годы Великой Отечественной войны.

Дагестанцы героически сражались у стен Бреста, Ленинграда, Москвы, Одессы, Севастополя, Сталинграда, Новороссийска, в Белоруссии и на Украине, в горах Кавказа, активно участвовали в освобождении европейских народов и народов Кореи и Китая от фашизма и японского милитаризма.

На весь мир прославился дважды Герой Советского Союза, сын уроженца селения Цовкра Кулинского района Амет-Хан Султан.

За годы войны он совершил 602 боевых вылета, участвовал в 150 воздушных боях, сбил лично 30 и в групповых сражениях 19 самолетов противника, совершил таран. Последний стервятник был сбит им над Берлином.

Не померкнет слава об аварце из аула Мегеб Гунибского района Магомеде Гаджиеве. Он командовал дивизионом подводных лодок в Баренцевом море.

«Это первый случай в истории, когда подводная лодка, потопив транспорт, охраняемый конвоем, уничтожила и сам конвой». На боевом счету дивизиона Магомеда Гаджиева двенадцать смелых, мастерски проведенных операций, 27 потопленных кораблей.

На боевом счету летчика морской авиации, кумыка Юсупа Акаева из города Буйнакска свыше 70 уничтоженных и выведенных из строя плавучих единиц, в числе которых 1 эсминец, 16 транспортов, 8 торпедных катеров, а также четыре самолета. Боевые товарищи называли его «человек-легенда», «храброе сердце».

Подвиг Александра Матросова повторил ногаец из Терекли-Мектеба Халмурза Сахатгереевич Кумуков.

Спустя более полувека после Победы Родина достойно оценила подвиги отважного дагестанца Абдул-хакима Исмаилова, водрузившего со своими товарищами Красное знамя - Знамя Победы над рейхстагом и мужественного командира батальона Магомеда Гамзатова.

Им присвоено звание Героя России.

На Ленинградском фронте кумык, военный врач Абусаид Исаев, будучи ранен, не покинул операционную и, продолжая работать, спас жизнь лейтенанту Петрову и еще семи воинам. Он скончался от большой потери крови, отдав жизнь свою за товарищей.

На Ленинградском фронте воевали более 10 тыс. дагестанцев, 1200 из них похоронены на Пискаревском кладбище. На мемориальном комплексе «Синявинские высоты» и «Невский пятачок», где прошли ожесточенные, кровопролитные бои, в числе которых находилось и несколько тысяч дагестанцев, установлены памятные стелы дагестанцам, героические защитившим невскую землю.

Именем дагестанца гвардии лейтенанта Михраба Ибрагимова назван школьный музей в Санкт-Петербурге.

В годы войны из рядов дагестанцев-фронтовиков выросли замечательные командиры, которые не только проявляли личную доблесть, но и отлично овладели теорией и практикой военного искусства.

Уроженец Хасавюрта Михаил Петрович Воробьев стал маршалом инженерных войск.

Генерал Сызранов, командовавший 416-ой Таганрогской дивизией, в состав которой входил Дагестанский кавалерийский эскадрон, писал: «Воины-дагестанцы в наших рядах сражались стойко и храбро. Потомки легендарного героя, народного полководца Шамиля, наносили врагу могучие удары».

Дагестанцы, как и другие народы нашей страны, Великую Победу приближали не только на фронте, ее ковали также в тылу, обеспечивая фронт вооружением, боеприпасами, снаряжением, обмундированием, продовольствием. Несмотря на большие трудности, трудящиеся в короткий срок перевели экономику республики на обслуживание нужд фронта.

Достаточно указать, что к середине ноября 1941 года из 40 промышленных предприятий Махачкалы 22 уже выполняли военные заказы. Производству необходимой фронту продукции подчинили Двигательстрой, завод им. М. Гаджиева, ремонтные мастерские махачкалинского завода, химзавод, нефтеперегонный, бондарный заводы, мебельную фабрику, стекольный завод «Дагогни», предприятия легкой и пищевой промышленности. В исключительно сжатые сроки были размещены на территории республики эвакуированный из Запорожской области машиностроительный завод, эвакопредприятия из г. Ростова-на-Дону — «Красный металлист», «Красное знамя», «Красный молот» и другие.

Промышленность Дагестана выпускала около 40 видов вооружения и боеприпасов: минометы, пулеметы, бомбы, мины, гранаты, патроны и другие военные изделия.

Ежемесячно промышленность Дагестана выпускала 1200 минометов, 100 тыс. мин, 16 тыс. артиллерийских снарядов, 30 тыс. гранат, 40 тыс. противотанковых фугасов, 10 тыс. пистолетов-пулеметов Шпагина, значительное количество авиабомб, торпед и т.д.

В 1942 году в период исторических сражений за Сталинград и Кавказ для удовлетворения нужды 4-й и 58-й армий Северной группы Закавказского фронта изготовляли до 216 названий военных изделий и наладили их массовое произ-о. Такие предприятия, как Двигательстрой, завод им. М. Гаджиева, нефтеперегонный, консервный комбинат им. М. Горького, Махачкалинское отделение железной дороги, неоднократно выходили победителями во Всесоюзном соревновании и завоевали Красные Знамена Государственного Комитета Обороны СССР и ВЦСПС. Коллектив завода им. М. Гаджиева, например, за годы войны увеличил выпуск продукции в 4 раза и только в 1945 году 7 раз завоевал Красное Знамя ГКО и 2 раза ВЦСПС и Министерства морского флота СССР.

Нефтяники Дагестана в годы войны увеличили добычу нефти на 165 %, газа — в 4 раза и дали фронту и народному хозяйству страны 813 тыс. тонн нефти и 120,5 тыс. тонн газа. Работники консервной и рыбной промышленности дали Красной Армии и стране 180 млн. банок рыбных и овощных консервов, 2 млн. 52 тыс. центнеров рыбы и т. д. В 1944 году Дагестан выпускал 12 % общесоюзного производства консервов, 8 % добычи рыбы, 8 % стекла и т. д. Колхозы Дагестана за 1941-1944 годы, выполняя долг перед Родиной, сдали государству 120 тыс. тонн зерна, 48 тыс. тонн мяса, 1332 тонны масла, 1134 тонны брынзы, около 50 тыс. тонн шерсти, 2 млн. штук кожевенного сырья, десятки тысяч тонн винограда, плодов, овощей и другой сельскохозяйственной продукции. В 1944-1945 годах поголовье крупного рогатого скота в колхозах Дагестана увеличилось на 20,7 %, лошадей — на 22,4 % и овец и коз - на 34,8 %. За успехи в деле развития животноводства Дагестан в 1944-1945 годах трижды заслужил Красное Знамя ГКО и Совета министров СССР. Были удостоены Красного Знамени ГКО также передовые районы — Лакский (дважды) и Хунзахский.

Интеллигенция Дагестана в годы войны с честью выполнила свой долг перед Родиной, внося посильный вклад в дело разгрома фашизма. Достаточно указать, что благодаря труду медицинских работников здравоохранения и забот трудящихся Дагестана о раненых воинах с июня 1941 г. по 1 июля 1945 гг. 76 % раненых бойцов и командиров Красной Армии были возвращены на фронт.

За годы войны народы Дагестана, без Кизлярского, Тарумовского и Караногайского районов, вошедших в состав республики в 1957 году, в фонд обороны страны внесли свыше 1 млрд. рублей. На средства, собранные трудящимися Дагестана, были построены 3 бронепоезда, танковая колонна имени Шамиля, авиаэскадрильи им. У. Буйнакского, В. Эмирова, М. Дахадаева, Г. Саидова, Д. Богатырева и другие.

Горцы республики за первые два года войны собрали и отправили для защитников Отечества 150 вагонов с теплыми вещами. Кроме того, руками горянок было изготовлено свыше 1 млн. пар шерстяных носков и перчаток.

Рабочие, колхозники и интеллигенция Дагестана собрали и отправили на фронт 140 вагонов продовольственных и вещевых подарков, 80 тысяч индивидуальных посылок.

В Дагестане был создан фонд колхозной помощи освобожденным от оккупантов районам. Туда было отправлено 1500 голов крупного рогатого скота, 28 тыс. овец и коз, 2100 лошадей, сотни тонн зерна и других продуктов, оборудования.

Только для восстановления города русской славы, города-героя Севастополя горцы Дагестана собрали около 5 млн. рублей и отправили 12 вагонов продовольствия и дефицитных стройматериалов. Несмотря на трудности военного времени, дагестанцы сделали все, чтобы обеспечить фронт всем необходимым, и внесли свой посильный вклад в достижение Победы.

16.11.2020

Многонациональный Петербург. Кто такие карелы?
Многонациональный Петербург. Кто такие карелы?

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Северной столице. Сегодня мы предлагаем познакомиться с карелами.
Карелы – финно-угорский народ, коренное население Республики Карелия. В мире на сегодняшний день насчитывается порядка 90 тысяч карелов. Более 60 тысяч живут в России, около 25 тысяч — в Финляндии.
Карелы сформировались на основе племён Южной Карелии и юго-востока Финляндии. На рубеже I-II тысячелетий нашей эры предки карелов населяли северное и северо-западное побережье Ладожского озера. Со временем образовалось три ветви этой народности: карелы, карелы-ливвики и карелы-людики, которые различались как языковыми диалектами, так и культурными особенностями. В начале XI века началась миграция карелов на Север, на территорию новгородской земли. Примерно в XII веке древние карелы упоминаются в русских летописях, скандинавских сагах.
Изначально карелы придерживались язычества в разных его проявлениях, у каждого поселения были свои обычаи и свои боги. Карелов кормила вода и лес: они ловили рыбу в водоемах и живность в лесах. И будучи язычниками, исповедовали воздаяние почестей камням, деревьям, воде, силам природы, огню и другим стихиям, а также преклонялись перед высшими силами, которые охраняли плавающие и бегающие "продукты питания". Перед охотой карелы всегда ублажали "лесовиков", чтобы те не разгневались. И никогда не убивали животных, у которых появилось потомство. А сам лес был святыней. Карелы верили, что деревья обладают душой. Поэтому перед тем, как срубить дерево, лесоруб просил у него прощения.
Охотники и рыбаки думали не только о себе. У водоемов и в лесах они сооружали избушки – перты - для всех, кто придет на это место после них. О месте, где построить дом, карелы спрашивали у духа реки или озера. Для этого спускали бревна по воде. И где они останавливались, там и строили свое жилище. Отдельные "почести" отдавались камням. Карелы полагали, что духи камней соответствуют их внешней мощи. Поэтому в каждой карельской деревне был свой почитаемый камень, который стоял обособленно, как памятник, и, как правило, имел причудливую форму.
Христианская вера начала проникать в регион в начале XI века, а «официальное крещение» состоялось в 1227 году — его провёл великий князь Ярослав Всеволодович по время военного похода в северные земли.
Национальный костюм
Национальный карельский женский костюм состоял из длинной, широкой, льняной рубахи; юбки из 5–6 полотнищ и передника. Нередко вместо юбки надевался сарафан. Костюмы украшались кружевом, лентами, вышивкой из красной нити, служившей оберегом. Головные уборы были разнообразны: платок, кокошник, сетка-поднизь из конского волоса, украшенная жемчугом.
Мужчины носили рубаху-косоворотку навыпуск с поясом, холщовые штаны и шейный платок. На голове — шляпу, фуражку, меховую шапку. Обувались летом в лапти, осенью — в сыромятные сапоги, зимой — в валенки или сапоги из меха.
Национальная кухня
Основу карельской кухни составляют блюда из рыбы. Больше всего карелы любят уху. У них есть даже поговорка: «Лучше бесхлебье, чем безрыбье». Рыбу жарят, сушат, солят, вялят, ею начиняют пироги. Следующие по важности для карел — зерновые продукты. Каши варили из овса, перловки, ячменя. Хлеб предпочитали ржаной круглый с отверстием посередине.
Национальным карельским блюдом считаются калитки — маленькие открытые пирожки из пресного ржаного теста с грибами, рисом, картофелем, ягодами, творогом. Любят карелы также молоко, масло, сметану, простоквашу, творог.

В 2007 году по инициативе выходцев из Карелии в Северной столице было учреждено «Карельское землячество в Санкт-Петербурге». Организация призвана создавать и осуществлять экономические и культурные программы с целью укрепления дружеских связей между Санкт-Петербургом и Республикой Карелия, поддерживать национальную культуру и традиции уроженцев Карелии, живущих в городе на Неве.
В 2015 году была создана Межрегиональная общественная организация «Карельское содружество». Она имеет 4 региональных отделения (в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Республике Карелия, Москве) и продолжает традиции «Карельского землячества» по сохранению культуры карельского народа.
Одно их главных мероприятий, которое ежегодно проводит организация, — уже ставший популярным среди петербуржцев этнофестиваль «Земля Калевалы». Начавшись как региональный, сегодня фестиваль стал международным. Он посвящен истории, самобытной культуре, традициям Карелии и известному карело-финскому эпосу «Калевала».

28.10.2020

О проведении онлайн-конкурса "Петербург - наш общий дом".
О проведении онлайн-конкурса "Петербург - наш общий дом".

СПб ГКУ "СПб Дом национальностей" приглашает всех желающих принять участие в творческом онлайн-конкурсе "Петербург - наш общий дом".
Сроки проведения Конкурса с 16 октября по 01 декабря 2020 года.
Заявки принимаются до 20 ноября 2020 года.

Конкурс проводится среди учащихся образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и учреждений культуры Санкт-Петербурга в возрасте от 7 до 18 лет в трех возрастных группах:
- от 7 до 10 лет;
- от 11 до 14 лет;
- от 15 до 18 лет.

Победители и призеры Конкурса будут награждены благодарственными письмами и памятными призами от Учреждения и примут участие в Гала-концерте этнокультурного мероприятия "Фестиваль Дружбы народов 2020", посвященного 15-ой годовщине создания Санкт-Петербургского Дома национальностей в декабре 2020 года.

Положение о конкурсе.

27.10.2020

Межнациональный Петербург. Татары.
Межнациональный Петербург. Татары.

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей рассказывают о народах, живущих в Санкт-Петербурге. 

Татары — тюркский народ, второй по численности в России (свыше 5,3 млн человек).

К XIII веку на территории нынешнего Татарстана существовало государство Волжская Булгария, которое было покорено монголами и вошло в состав Золотой Орды. Позднее здесь образовалось Казанское ханство. В XVI веке его завоевал Иван Грозный. Многие татарские дворяне (мурзы) приняли православие. Все они получали княжеский титул. Так среди русских дворян появились Апраксины, Аракчеевы, Державины, Карамзины, Кочубеи, Куприны, Мичурины, Нарышкины, Строгановы, Тимирязевы, Тургеневы, Ушаковы, Чаадаевы, Шереметевы, Юсуповы... Русский историк-генеалог Евгений Карнович писал: «Большая часть нашего «коренного» дворянства — иноземного происхождения, преимущественно татарского».

 

Татарский национальный костюм

Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан). Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток. Неотъемлемой частью женской рубахи являлся нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом.

Верхняя одежда татар была распашной. К такой одежде можно отнести камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда, утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью.

Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние и выходные. Домашним головным убором являлась тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Самый популярный девичий головной убор - калфак. Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад.

Верхняя национальная татарская обувь – это сапожки (читек, ичиги). Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные сапожки, выполненные в технике кожаной мозаики.

 

Национальная кухня

В древности татары были кочевниками и перемещались по степям вместе с семьями и всем своим хозяйством. Основу рациона составляло мясо, кочевавшее рядом с человеком: баранина и конина. Реже говядина и никогда свинина.

Татарская кухня славится мясными супами и бульонами (шурпа, токмач), мучными печеными изделиями – в первую очередь беляшами, разнообразными лакомствами – чак-чак, кош теле и урама (хворост), баурсак (пончики), губадия (сладкий пирог). Из квашеного молока татары готовят напиток катык, а при удалении из него сыворотки получается сюзьма – татарский творог. Татары — большие поклонники чаев на травах, а также с молоком и солью.

Предлагаем вашему вниманию рецепт татарского эчпочмака с говядиной.

Эчпочмак - пирожок в форме треугольника с начинкой.

Ингредиенты:

Для теста: 1 стакан воды, 1 яйцо, 1 ч.л. дрожжей, 1 ч.л. соли, сахар по вкусу, 3 стакана (или 350 г) муки, 3 ст.л. подсолнечного масла.

Для начинки: 500 г говядины, 10 картофелин, 3 головки репчатого лука, соль и черный перец по вкусу, 2 ст.л. подсолнечного масла.

Способ приготовления:

Начинка: говядину, картофель, репчатый лук порежьте кубиками небольшого размера, заправьте солью и черным перцем, добавьте масло и дайте немного настояться.

Тесто: в стакане теплой воды разведите дрожжи, добавьте яйцо, соль и сахар. Все это смешайте с мукой, добавьте подсолнечное масло, замесите тесто и оставьте в тепле на час-полтора. После того как тесто поднимется, разделите его на небольшие шарики и раскатайте лепешки. Затем положите на лепешки начинку, приподнимите с трех сторон края теста, защипните так, чтобы в середине осталось небольшое отверстие и отправляйте в духовку. Эчпочмак печется около 45 минут.

 

Национальные праздники

Поскольку большинство татар исповедуют ислам, то они отмечают мусульманские праздники: Ураза-байрам (в честь окончания поста в месяц Рамадан), Курбан-байрам (праздник жертвоприношения). Широко празднуется Новруз (Новый год). Но наиболее известен Сабантуй (праздник плуга). Он проводится по окончании посевных работ и сопровождается скачками и разными состязаниями. В том числе в лазании на столб и национальной борьбе курэш (победитель получает живого барана).

 

Татары в Санкт-Петербурге

Татары с первых же дней основания Санкт-Петербурга играли важнейшую роль в жизни Северной столицы и были одними из первых ее строителей. Не случайно рядом с Петропавловской крепостью на территории первого центра города располагались Татарская слобода и Татарский рынок. Топонимика сохранила в Петербурге на Петроградской стороне до наших дней «Татарский переулок».

Основную часть петербургских татар представляли дворяне, военные, духовенство, мещане и купцы. Татары вели крупную торговлю мехами, кожей, коврами и ковровыми тканями, сукном, легкими тканями, галантерейными товарами, готовым платьем.

В начале XVIII века через реку Фонтанку был построен деревянный мост батальоном рабочей команды, которым командовал подполковник Аничков. По преданию, родоначальником старинного рода Аничковых был татарский царевич Берка, перешедший в начале XIV века из Золотой Орды на службу к Ивану Калите.

В 1881 году ахун второго магометанского прихода Атаулла Баязитов от имени петербургских мусульман обратился к властям за разрешением на строительство мечети. Первое богослужение в мечети прошло 21 февраля 1913 года в день празднования 300-летия дома Романовых…

Во время Великой Отечественной войны из Татарстана 700 тысяч человек ушли на фронт, вернулась лишь половина. Около 20 тысяч погибли в боях за Ленинград. 17 уроженцев Татарстана удостоены звания Героя Советского Союза за участие в боях по освобождению города на Неве.



02.10.2020

Духовное управление мусульман организует онлайн-трансляцию праздничной проповеди.
Духовное управление мусульман организует онлайн-трансляцию праздничной проповеди.

23 мая заканчивается священный для мусульман месяц Рамадан – время строгого поста и усиленной молитвы, а на следующий день наступает праздник разговения Ид аль-Фитр, или Ураза-байрам. Традиционно в этот праздник совершаются массовые молитвы в мечетях.

В связи со сложной санитарно-эпидемиологической Санкт-Петербурге, связанной с распространением новой инфекции (COVID-19), Духовное управление мусульман и Северо-Западного региона России призывает всех правоверных мусульман во время празднования Ураза-байрама строго соблюдать принятые органами государственной власти меры по противодействию распространения инфекции, соблюдать самоизоляцию, не участвовать в массовых мероприятиях, отмечать праздник дома.
24 мая 2020 года Духовное управление организует онлайн-трансляцию праздничной проповеди.
С правилами и требованиями празднования в условиях ограниченного режима правоверные мусульмане могут ознакомиться на официальном сайте в социальных сетях Духовного управления мусульман и Северо-Западного региона России (www.dum-spb.ru).

21.05.2020

Санкт-Петербургский Дом национальностей.
Санкт-Петербургский Дом национальностей.

Санкт-Петербургский Дом национальностей в этом году отмечает свое 15-летие.
Он был торжественно открыт по решению Правительства Санкт-Петербурга в октябре 2005 года в историческом центре города на Моховой, 15. Спектр деятельности учреждения включает в себя разные формы и направления работы, ориентированные на расширение сотрудничества с национально-культурными объединениями, землячествами и казачьими обществами, активизацию их участия в социокультурной сфере, на поддержку сохранения их национальной самобытности, языка и культурных традиций.

С возникновением в 2014 году Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге учреждение стало осуществлять еще одно направление - работу с мигрантами по их адаптации и интеграции в городскую среду. В своей деятельности Санкт-Петербургский Дом национальностей следует задачам и принципам Стратегии государственной национальной политики и Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации.

В 2019 году учреждением проведено более 700 мероприятий по направлениям «межнациональные отношения» и «миграционная политика», в которых приняли участие 182 800 человек.

2020-й год ознаменован 75-летней годовщиной Великой Победы над злейшим врагом человечества – нацизмом, в это время мы как никогда ощущаем особую силу нашего единства, ведь наша Победа – многонациональная! Санкт-Петербургский Дом национальностей уделяет большое внимание сохранению исторической памяти и патриотическому воспитанию. Вместе с национально-культурными объединениями принимает участие в торжественно-траурных акциях на Пискаревском мемориале, в церемониях открытия стел и памятников героям войны. Предмет нашей особой гордости – шествие Многонационального батальона в составе «Бессмертного полка», где все мы, независимо от места рождения и национальности, проносим портреты наших родных, победивших в страшной войне.

В активе учреждения накоплен опыт успешной деятельности, направленной
на формирование интереса к различным этнокультурам и обмен опытом в налаживании взаимодействия между представителями различных национально-культурных объединений. Санкт-Петербургский Дом национальностей стал популярной площадкой для обсуждения острых вопросов, информационного обмена и передачи опыта общественной деятельности. В 2009 году при Доме был создан Общественный консультативный совет, в который вошли представители НКО, землячеств и казачьих обществ города.

Учреждением проводится большая работа по организации и проведению значимых городских мероприятий, которые заслуженно стали популярными среди жителей и гостей города, таких как: Санкт-Петербургский Бал национальностей, гала-концерт «Мы вместе», Фестиваль культуры народов Кавказа, фестиваль национальных культур «Меридианы дружбы».

Важной частью деятельности Санкт-Петербургского Дома национальностей является организация и поддержка проведения национальных праздников: якутский Ысыах, бурятский Сагаалган, чувашский Акатуй, удмуртский Гербер, Фестиваль казачьей культуры «Атаманский клинок», Фестиваль культуры народов Китая, этнофестиваль «Земля Калевалы», многонациональная Масленица, праздник тюркских и иранских народов Навруз.

Учреждение уделяет большое внимание развитию новых направлений. Совместно с Военной академией связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого впервые проведен Межвузовский фестиваль выразительного чтения «Слово доброе посеять…», в котором приняли участие иностранные курсанты восьми военных ВУЗов.

Для каждого из нас важнейшей вехой в новейшей истории страны стало воссоединение Крыма с Россией в марте 2014 года. Санкт-Петербургский Дом национальностей проводит праздничные литературно-музыкальные мероприятия, посвященные судьбоносной дате, в рамках фестиваля «Крымская весна».

В гостеприимных стенах учреждения проводятся лекции, литературные чтения, творческие вечера и занятия воскресных школ по изучению родных языков. Тематические выставки также являются «визитной карточкой» Санкт-Петербургского Дома национальностей. Национальные художники получают возможность представить широкой общественности живописные работы и рисунки, фотоработы, изделия декоративно-прикладного искусства, предметы народных промыслов, великолепные национальные костюмы.

Учреждение традиционно успешно сотрудничает с ведущими музеями и библиотеками Санкт-Петербурга, такими как Российский этнографический музей, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Всероссийский музей А. С. Пушкина, Государственный музей истории религии, Музей-усадьба
Г.Р. Державина, Российская национальная библиотека, городская библиотека им. М.Ю. Лермонтова, Центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского.

Санкт-Петербургский Дом национальностей сотрудничает с Общественной палатой России, Общественной палатой Санкт-Петербурга и Ассамблеей народов России. Совместно с ассамблей в рамках XVI Международного Конгресса «Российская семья» мы организовали и провели круглый стол «Многонациональная семья - синтез культур и традиций», на котором представители многонациональных семей вместе с детьми рассказали о своем опыте сохранения различных этнокультурных традиций.

В Санкт-Петербургском Доме национальностей проходят встречи, конференции, семинары и круглые столы по вопросам интеграции и адаптации мигрантов, в которых принимают участие представители НКО совместно с экспертами по данной теме. Сотрудники Дома национальностей и представители НКО входят в советы
по межнациональным отношениям, созданные Комитетом по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге при главах районных администраций. С 2020 года проводятся информационно-просветительские встречи с мигрантами в муниципальных образованиях города. Учреждение организует мероприятия в рамках проекта «Азбука в России», направленные на адаптацию детей-мигрантов дошкольного возраста и их родителей, а также экскурсионные программы по Санкт-Петербургу для детей-инофонов.

Большое внимание уделяется работе с молодежью и работе с иностранными студентами. При Доме национальностей создан и работает Молодежный совет,
в состав которого входят представители молодежных структур НКО, НКА и землячеств Санкт-Петербурга. Представители Молодежного Совета являются постоянными участниками ежегодного молодежного форума «Многонациональный Петербург: территория национального согласия». Вместе с Молодежным советом проводим Многонациональный КВН, турнир по интеллектуальной игре «Что! Где? Когда?».
Для студентов высших и средних учебных заведений города проходят мероприятия, направленные на предупреждение распространения идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде.

Мы активно развиваем сотрудничество с Домами национальностей и Домами дружбы из других регионов Российской Федерации.

Северная столица на протяжении всей своей истории создавалась руками людей разных национальностей и вероисповеданий. Именно поэтому сохранение межнационального согласия и взаимопонимания было и остается главной задачей Санкт-Петербургского Дома национальностей. Сегодня славные традиции города на Неве продолжают развивать представители разных народов, знакомя гостей города с многоцветием и богатством Петербурга.

Начальник отдела

по интеграции и адаптации                                                                                             А.С. Пыхтеев

 

 

Начальник отдела

по межнациональным отношениям                                                                 Г.А. Пономарева

 

18.04.2020

Этика поведения и традиции Санкт-Петербурга, правила хорошего тона и мирного сосуществования
Этика поведения и традиции Санкт-Петербурга, правила хорошего тона и мирного сосуществования

Уважаемые гости нашего города, Вы приехали в город федерального значения Санкт-Петербург!

Санкт-Петербург — город уникальный для русской истории, неуловимый и непостижимый. Более двух веков он был блистательной столицей великой Российской империи и сейчас сохраняет статус культурного и духовного центра страны.

Санкт-Петербург – город больших возможностей. Если Вы приехали в Санкт-Петербург с целью трудоустройства, то вам необходимо научиться жить в мире и согласии с людьми различных культур и вероисповеданий, чтобы не вызывать настороженности и агрессии со стороны горожан, Вам необходимо усвоить простые правила и нормы поведения. Для этого не замыкайтесь только на своих соотечественников, знакомьтесь с историей и культурой этого замечательного города, который называют культурной столицей России.

В основе правил хорошего тона лежит уважение личности каждого и соблюдение норм мирного сосуществования и общественных взаимоотношений.

Однако в каждом большом городе есть люди, настроенные агрессивно. Они видят причины своих проблем в том, что в Россию приезжают мигранты. Не провоцируйте конфликты с такими людьми. Если Вы живете и работаете легально, не надо беспокоиться. Будьте сдержанны. Это убережет от неприятностей.

Вас может что-то раздражать, удивлять или даже пугать в привычках и обычаях россиян. Необходимо понять, что все люди разные и воспитаны в разных культурах и традициях. Помните, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. У приезжих есть особая ответственность: петербуржцы делают выводы о вашей культуре и земляках по тому, как вы себя ведете.

Важно понять, что люди, относящиеся к культурному большинству, ожидают от приехавших следования нормам и правилам поведения, принятым в их обществе, поэтому надо:

-относиться к этому без раздражения и негативных эмоций;

-научиться вести себя так, чтобы не ущемлять свои и чужие интересы.

Уважайте местную культуру. Петербуржцы в большинстве очень доброжелательны и с удовольствием ответят на вопросы, объяснят вам как пройти или проехать куда-либо.

Уважение к соседям и поведение в общественных местах

Если вы будете шуметь, включать громко музыку (особенно в период с 23.00 до 07.00), курить и бросать окурки на лестнице, агрессивно реагировать на замечания и просьбы, это неизбежно приведет к конфликту. Здоровайтесь с соседями и с жильцами в подъезде. Это поможет сохранить добрососедские отношения. Вы всегда сможете обратиться к ним за советом и помощью.

Большинство жителей Санкт-Петербурга заботятся о чистоте своего города, дома. Не бросайте мусор на улицах, не выбрасывайте ничего из окон и с балконов. Постарайтесь не грызть семечки на улице и в общественном транспорте, и тем более, бросать шелуху от семечек на землю. В Санкт-Петербурге это не принято. В городе нельзя готовить еду во дворах, на газонах.

В России не принято сидеть на корточках, особенно в общественном транспорте. Это может вызвать раздражение у местных жителей. Принято уступать места в транспорте, пропускать вперед женщин и пожилых людей. Не держите руки в карманах при ходьбе.

Появление женщин в традиционной исламской одежде может вызвать настороженность и непонимание

Жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области одеваются в европейском стиле. Национальная одежда выделяется на этом фоне и привлекает внимание полицейских. Особенно это связано с исламской традицией. Например, появление женщин в традиционной исламской одежде в метро может вызвать настороженность и непонимание. Лучше одеваться так, как принято среди местных жителей.

Старайтесь не разговаривать громко на родном языке, не обращая внимание на окружающих, которые вас не понимают. Часто и местные жители ведут себя развязно в общественных местах, громко разговаривают. Это тоже вызывает раздражение, но к «своим» нарушителям относятся обычно терпимее.

Чтобы чувствовать себя комфортно в России, необходимо учить русский язык. Не стесняйтесь спрашивать значение слов и выражений. Смотрите фильмы на русском языке, читайте газеты. Используйте пребывание в Санкт-Петербурге для знакомства с его архитектурой, музеями. Вам станет легче жить и работать.

Различия и стереотипы по отношению к мигрантам

Хотят того люди или нет, они неизбежно воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции, формы поведения прежде всего сквозь призму своих собственных обычаев, тех традиций, в которых они сами воспитаны. Возникают стереотипы, которые формируют отношение общества к процессу миграции и мигрантам. В основе стереотипов лежит убеждение, что трудовые мигранты – гости в нашем доме, при этом гости, которые регулярно создают проблемы для хозяев: нарушают наш устав и навязывают свой. Часто можно слышать разговоры о том, что мигранты захватывают рабочие места коренных петербуржцев, «перетаскивают своих» и захватывают целые экономические ниши (например, торговлю и ЖКХ). Бытует мнение, что гастарбайтер – это пришлый, не местный человек, «мигрант», приехавший из-за границы, чтобы работать, заработать деньги и уехать. В качестве примеров приводятся различные ситуации неуважительного отношения со стороны людей неславянской наружности (именно по ней гость, как правило, и опознается) – продавцов на рынке, водителей маршруток, соседей по дому и т. п. Раздражение вызывает не только тот факт, что оппонент грубит, забирает нечто «нам и самим нужное», но и то, что именно гость оказывается конкурентом и не выказывает должного уважения. Определенная часть общества обеспокоена состоянием межэтнических отношений в городе.

Власти Санкт-Петербурга, Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге прилагают много усилий для преодоления стереотипов негативного восприятия мигрантов. Многое делается для приобретения мигрантами социальных компетенций, позволяющих свободно ориентироваться в повседневной жизни большого города, устранить дефицит знаний и навыков при решении того или иного вопроса.

В 2015-2020 гг. в городе действует специальная программа «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге», цель которой - концентрация усилий государственной системы для достижения общественного согласия и позитивного настроя граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, в отношении общественно-политических и социально-экономических вопросов жизнедеятельности города; создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Санкт-Петербурга в современном обществе; формирование у граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, патриотического сознания, чувства гражданского долга и любви к Родине, уважительного отношения к различным этносам, культурам и религиям; создание условий для социальной, языковой и культурной интеграции мигрантов в российское общество, адаптации их к условиям жизни в Санкт-Петербурге в целях снижения связанных с миграцией социальных и иных рисков, механизмов и условий для повышения доступности для граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, социально значимой информации.

16 ноября – Международный день толерантности, особая дата в культурной и общественной жизни Санкт-Петербурга.

07.05.2019

Фестиваль казачьей культуры «Атаманский клинок»
Фестиваль казачьей культуры «Атаманский клинок»

20 августа в 13.00 на базе казачьего хутора «Приморский» (Санкт-Петербург, Шуваловский пр., д. 19А, Орловский карьер) состоится Фестиваль казачьей культуры «Атаманский клинок» памяти командира Лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка графа В.В. Орлова-Денисова.

11.08.2017

18 августа в 12.00 в Медиацентре Правительства Санкт-Петербурга (Невский пр.,66 -Книжная лавка писателей) состоится пресс-конференция, посвящённая проведениюФестиваляказачьей культуры Атаманский клинок
18 августа в 12.00 в Медиацентре Правительства Санкт-Петербурга (Невский пр.,66 -Книжная лавка писателей) состоится пресс-конференция, посвящённая проведениюФестиваляказачьей культуры Атаманский клинок

В пресс-конференции примут участие:

1. Вадим Окрушко - первый заместитель председателя Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге;

2. Елена Кузнецова - директор Санкт-Петербургского Дома национальностей;

Обязательная аккредитация СМИ на пресс-конференцию по e-mail: 8-931-297-80-57, Наталья Романова

10.08.2017

Финны
Финны

Сохранение культуры и языков народов, проживающих в МО МО Северный Именно многообразие этнического состава и религиозной принадлежности населения Санкт-Петербурга, являются его общим достоянием. Санкт- Петербург всегда был, и будет городом, в котором соединились культура, искусство и традиции многих национальностей, людей, принадлежавшим к разным народам и этническим группам, отличающимся друг от друга своим темпераментом, нравами, обычаями, религиозными предпочтениями.

23.06.2017

ПОЗДРАВЛЯЕМ СЛОВЕНЦЕВ С ПРАЗДНИКОМ!
ПОЗДРАВЛЯЕМ СЛОВЕНЦЕВ С ПРАЗДНИКОМ!

По результатам последней переписи населения на территории муниципального округа Северный проживают словенцы. Столица Словении (Любляна) – город-побратим Москвы! 25 июня – Национальный день (день провозглашения суверенитета). В этот день в 1991 году словенский парламент объявил о независимости Словении и её выходе из Югославии.

23.06.2017

Традиционный летний праздник ингерманландских финнов Юханнус пройдёт в Сестрорецке 24 июня 2017 года
Традиционный летний праздник ингерманландских финнов Юханнус пройдёт в Сестрорецке 24 июня 2017 года

В последнюю неделю июня в очередной раз проводится традиционный для ингерманландских финнов праздник Юханнус (Juhannus), который по своей форме во многом напоминает день Ивана Купалы, широко отмечавшийся восточными славянами. Праздники роднят такие ритуалы, как массовые купания в водоёмах и разжигание костра, а также их календарная близость к Рождеству Иоанна Предтечи, приходящегося на 24 июня.

23.06.2017

Шаверма
Шаверма

МО МО Северный продолжает знакомить Вас с различной кухней национальных культур. В праздников и уличных мероприятий познакомимся с одним из популярных блюд, которые можно попробовать в городе Санкт-Петербурге.
Шаверма – это ближневосточное блюдо из питы или лаваша, начинённого приготовленным на гриле, а затем рубленым мясом (баранина, курятина, реже телятина, индюшатина) с добавлением специй, соусов и салата из свежих овощей. В немусульманских странах в составе блюда может встречаться и свинина.
Оригинальная еда долгое время занимает лидирующие позиции среди быстрой, сытной «уличной» еды. Шаверма – это далеко не единственное название представленного блюда.

01.06.2017

Многонациональный народ победитель
Многонациональный народ победитель

В каждом субъекте Российской Федерации есть свои Герои. Сегодня мы расскажем о подвигах такого народа как татары.
Ровно 72 года назад, 22 апреля 1945 года, уроженец Татарстана Гарипша Шахиморданов первым из советских воинов ворвался в Берлин. За несколько дней до этого другой татарстанец Валентин Зотин тоже оказался первым в Вене. Эти два события наступательной операции Советского Союза остаются почти неизвестными многим. 

Штурм столицы Австрии — Вены с 5 по 13 апреля 1945 года — одна из наступательных операций, завершающих Великую Отечественную войну. Являлась частью Венской наступательной операции.
На своей самоходной артиллерийской установке первым на окраину Вены ворвался житель Елабуги Валентин Матвеевич Зотин.
Будучи гвардии старшим лейтенантом, помощником начальника штаба 69-го гвардейского отдельного самоходного артиллерийского дивизиона 62-й гвардейской стрелковой Звенигородской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого дивизии, Валентин Зотин находился на командирской СУ, управлял боем.

Вот что зафиксировано в наградном документе:
«1917 года рождения. Призван Елабужским РВК в 1939 году. На фронте с 1941 года. Имеет два тяжелых и одно легкое ранение. Награжден двумя орденами Отечественной войны II степени и орденом Красного Знамени.
Зотин за период боев Венской операции, беспрерывно находясь в боевых порядках дивизиона, увлекал за собой весь дивизион и пехоту. Первым ворвался на окраину г. Вены и огнем самоходной установки уничтожил 8 пулеметных гнезд и до 30 солдат противника.
В районе кладбища г. Вены его самоходка была окружена автоматчиками противника. Зотин, оставив в машине наводчика, который вел артиллерийский огонь по врагу впереди, сам с остальным экипажем отбивал натиск фашистов, пытавшихся подойти к самоходке сзади. Лично убил 4 немецких солдат.
12 апреля 1945 года, получив легкое ранение, Зотин оставался на посту и строго обеспечивал подход самоходок всего дивизиона к реке Дунаю. Только повторное тяжелое ранение вынудило его эвакуироваться в медсанбат».
16 апреля 1945 года командир 69-го стрелкового полка гвардии майор Резцов представил его к ордену Красного Знамени. Но командующий бронетанковых и механизированных войск 4-й гвардейской армии Тяглов принял решение наградить освободителя Вены орденом Александра Невского.
Всего же такой орден с 1943-го по 1945 год получили 452 уроженца республики Татарстан. (Их полный список можно увидеть в Музее-мемориале Великой Отечественной войны в Казанском кремле).

Первый в Берлине

72 года назад, 22 апреля 1945 года, Гарипша Шахиморданович Шахиморданов совершил подвиг, который так и остался в засекреченном документе. Между тем значение и масштаб этого подвига невероятны…
Из наградного листа:
«В ночь на 22.4.1945 года, действуя в разведке, капитан Шахиморданов первым ворвался в г. Берлин на Густав-Адольф-штрассе, где уничтожил 3 противотанковые пушки с расчетами и до 50 солдат и офицеров противника.
24.4.1945 года батальон совершил умелый маневр, вышел к каналу Гоген-Цоллерн с задачей захватить переправу, тов. Шахиморданов со своей ротой зашел в тыл к противнику и с ходу атаковал его, где захватил 45 танков и самоходных орудий противника и истребил до 60 немецких солдат и офицеров.
1 мая на Берлин-штрассе в бою за переправу действовал в передовом отряде, где уничтожил 4 противотанковые пушки, 2 зенитные автоматические пушки и истребил до 95 солдат и офицеров противника, чем обеспечил успешное выполнение боевой задачи».

Уроженец деревни Нижний Азяк Арского района Гарипша Шахиморданович Шахиморданов отслужил срочную службу в Красной Армии уже в 1927—29 годах. В мирной жизни был учителем, членом партии, отцом двух дочерей. И когда грянула война, 5 ноября 1941 года ушел добровольцем на фронт. Сабинским райвоенкоматом направлен курсантом в 118-ю танковую бригаду Брянского фронта. А с июня 1943 года стал слушателем Казанской высшей офицерской бронетанковой школы.
С апреля 1944 года командовал взводом, воевавшим на американских танках «Шерман М4А2» в составе 37-й механизированной бригады. С января 1945 года получил должность командира танковой роты в 219-й танковой бригаде I Белорусского фронта.

Рассекреченный документ

Вернувшись в звании капитана после победы в Сабинский район, где оставалась семья, стал счастливым отцом еще троих сыновей. И порой полушутя намекал, что чуть было не получил звание Героя. Умер танкист, так и не имея на руках наградного листа, в котором документально зафиксирован не только его подвиг на фронте, но и однозначные вердикты командиров: «Капитан Шахиморданов достоин присвоения звания Герой Советского Союза.

Рассекречен и стал доступен для ознакомления этот документ лишь в XXI веке. Сын Ильдус получил его копию только 3 сентября 2013 года в Музее-мемориале Великой Отечественной войны в Казанском кремле.
5 мая 1945 года командир 219-й танковой бригады гвардии подполковник Е.Г. Вайнруб представил капитана Г.Ш. Шахиморданова к высшей награде Родины. Подтвердили вердикт и командир 1-го мехкорпуса гвардии генерал-лейтенант танковых войск легендарный С.М. Кривошеин, и командующий 2-й гвардейской танковой армией гвардии генерал-полковник танковых войск С.И.Богданов, и член Военного совета армии гвардии генерал-майор танковых войск П.М. Латышев.
Приказом командующего бронетанковых и механизированных войск I Белорусского фронта от 30 мая 1945 года Г.Ш. Шахиморданов награжден орденом Отечественной войны I степени.


По материалам: http://tatarlar.spb.ru/displayarticle4557.html

11.05.2017

Презентация нового номера журнала  «Время культуры»
Презентация нового номера журнала «Время культуры»

Журнал «Время культуры. Петербург» – периодическое издание, посвященное актуальным проблемам современной культуры. Журнал выпускается с периодичностью 4 раза в год. Первый номер вышел в 2013 году.
Материалы журнала охватывают широкий спектр тем: театр, музыка, изобразительное искусство, кино, литература и культурное наследие. Актуальная информация представлена в виде интервью, аналитических обзоров, эссе. Авторами статей являются известные петербургские специалисты в различных областях культуры: писатели, философы, культурологи, режиссеры, искусствоведы.

11.04.2017

Мы разные, но мы – петербуржцы
Мы разные, но мы – петербуржцы

Специалисты говорят, что грузинская, армянская и азербайджанская кулинарии – это родные по крови братья, отданные на воспитание в разные семьи. Действительно, общность названных кавказских кухонь неоспорима.

07.03.2017

Поляки в Петербурге
Поляки в Петербурге

История польской общины в Санкт-Петербурге тесно связана с городом с самых первых лет его существования. По замыслу Петра I город должен был стать столицей новой преображенной России. Всем иноверцам, прибывшим на невские берега, царь-реформатор обещал религиозную терпимость и возможность совершать богослужения.

27.12.2016


Новости

Прием граждан МО МО Северный

Каждый четверг Глава Муниципального образования МО МО Северный - член фракции "Единая Россия" Владимир Данилов
проводит личный приём

❗ Приёмы граждан осуществляются по предварительной записи
Четверг...

27 Марта 2024 14:11

3

Шаг к здоровью!

На территории МО МО Северный регулярно проходят мастер- классы по скандинавской ходьбе.

Приглашаем жителей  округа на занятия 2 раза в неделю:
вторник и четверг с 10.00-11.30

Информацию можно получить...

26 Марта 2024 10:24

3

СПб ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга»

Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (стационар)

предоставляет временное убежище женщинам с несовершеннолетними детьми и беременным женщинам, находящимися в трудной жизненной...

20 Марта 2024 15:06

ВСЕ НОВОСТИ
00:00